Правила общения с глухими и слабослышащими
Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
Продумайте суть того, что собираетесь говорить.
Как только глухой или слабослышащий человек установит суть разговора, ему будет проще вас понять. Не меняйте резко тему разговора: даже тот, кто идеально может читать по губам, понимает только 35 процентов от того, что вы говорите, остальное он угадывает по контексту.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил:
три из десяти слов хорошо прочитываются;
нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов;
нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.
Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.
Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если Вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Будьте вежливыми.
Если вас отвлекают вещи, которые глухой может не заметить, такие, как телефонный звонок или стук в дверь, объясните, почему вы отвлеклись. Не шутите над их слухом (в их присутствии), не прерывайте общение после того, как вы узнали, что он глухой. Не показывайте раздражения после того, как вас попросили повторить. Относитесь к ним вежливо, и вы будете выглядеть прилично.